«Золотое» время города Бийска
Леонид Трофимович Гаркавый, к моменту избрания председателем горисполкома Бийска (15 февраля 1950 года) был уже известным в городе человеком. В характере его была ценная черта: ничего не делать без предварительного взвешивания, ничего не предпринимать, пока идея не созреет.
Начало
Необходимость кардинальных перемен виделась Л. Т. Гаркавому по целому ряду причин и направлений. Чтобы решить проблемы энергетики (ЦЭС уже не обеспечивала развивающуюся промышленность), необходимо было строить новую станцию. Чтобы объединить две части города (центр и Заречье), нужен был постоянный мост. Он был нужен еще и потому, что от Бийска начинается Чуйский тракт и интенсивность движения по нему автотранспорта в горные районы и Монголию требовала стационарного моста. Для города необходимо строительство жилья, учреждений образования, здравоохранения и культуры. Для города требовалась инфраструктура коммунального хозяин ва и благоустройства.
Однако для решения всех этих задач нужны были средства, и немалые. Однажды он узнал, что еще в 1947 году Совет Министров СССР принял постановление о проектировании новых заводов. Это совпало с его поездкой в Госплан, где предстоял разговор о перспективах развития города. В Госплане чиновникам понравился градоначальник из Сибири, и они направили его к оборонщикам. В итоге Совет Министров РСФСР обязал государственный институт проектирования городов составить генеральный план застройки Бийска.
Нелегкое решение пришлось принять Л. Т. Гаркавому по оборонным предприятиям. С одной стороны, «взрывоопасное» производство, а с другой — возможность получить средства на длительную перспективу развития города. Он советовался в городе, он обсуждал вопрос в крае и принял бесповоротное решение. В апреле 1953 года директором строительства новых заводов был назначен М. П. Стариченко, главным инженером — А. Ф. Белянин, в июне они уже были в Бийске и познакомились с председателем горисполкома. В июле определились с организацией строителей — это был СМТ-122. Ему были выделены энергопоезд, 300 тыс. кв. метров сборнощитовых домов типа К-7, сотни грузовых машин, грузоподъемные механизмы, бульдозеры, скреперы и другая техника, а также различные материалы для строительства.
Строительство Бийской ТЭЦ
В феврале 1954 года началось строительство ТЭЦ в Бийске. Интенсивно велось строительство подъездных путей, закладка жил поселка, а уже осенью 1954 года был заложен фундамент Дворца культуры химиков. Изменилась обстановка в городе, изменился весь ритм жизни. Теперь обыватели шептались о новой части города и называли ее «стройкой». Когда Л. Т. Гаркавому посетители задавали вопрос об этом, он деликатно старался уйти от ответа о производстве, а переводил разговор на перспективы развития города. И всем становилось понятно, что строительство ведется для блага бийчан.
План производства валовой продукции промышленности в 1954 году был выполнен на 104%. Именно в этот год витаминный завод освоил выпуск облепихового масла.
Руководители предприятий
Развитие «стройки» требовало кадры, и город отдавал туда лучших людей. С городской ЦЭС на ТЭЦ ушел В. Ф, Коваленко, со строительства Чуйского тракта начальником планового отдела стал А. Ф. Чащихин, сюда перешли С. И. Образцов, А. А. Успенко — известные в городе работники. В свою очередь и город стал требовательнее относиться к строителям. 23 июня 1955 года сессия городского Совета заслушала отчеты руководителей строительных организаций города Антошкина, Долгова и Колотильщикова о ходе культурно-бытового и жилищного строительства и отметила, что выполнение плана трестами ведется неудовлетворительно. Трест N 122 на объектах соцкультбыта выполнил план всего лишь на 50%, СМУ-122 треста «Алтайстрой» за 5 месяцев освоено всего 16% плановых средств. Трест «Минтяжмаш» работал лучше других, но и здесь наблюдалось отставание на строительстве электростанции котельного завода. Депутаты в своем решении после выступления Л. Т. Гаркавого потребовали от руководителей поправить положение.
Так постепенно возможности, помноженные на усилия всех трудящихся города во главе с Л. Т. Гаркавым, стали давать первые результаты. Подверглась реконструкции улица Красноармейская. В 1955 году начато строительство телевизионного центра (ни один из городов Сибири в те времена не мог себе позволить такую роскошь!). Подрядчиком выступило СУ-3 треста N 122. Строительство велось хозяйственным способом: 1 млн. рублей на строительство мачты выделил котельный завод, оборудование заказывали и оплачивали лесозавод, «Электропечь», «Главпищемаш», «Молмашстрой». Прошла реконструкция махорочной фабрики, которая стала выпускать папиросы и сигареты. Велось строительство корпусной мебельной фабрики. Был сдан Верх-Катунский механизированный карьер.
23 октября 1956 года Л. Т. Гаркавый отчитывался на пленуме горкома партии «О состоянии и мерах развития жилищного строительства». Было отмечено, что за годы 5-й пятилетки построено 150 тыс. кв. м жилья — это на 50 тыс. кв. м больше, чем в 4-й пятилетке. Тем не менее и докладчик, и выступающие были не удовлетворены достижениями.
Строительство
Размах строительства был действительно высокий, он требовал неослабного внимания со стороны городской власти. По итогам 1956 года была пущена в Заречье новая школа, построено три детских сада, шесть столовых, девять новых магазинов, больница и поликлиника котельного завода, детские ясли, ателье, прачечная, больница N 4 и поликлиника, пущен телецентр, начато строительство трамвайных путей. Такого развития соцкультбыта город не знал, и это вселяло надежды. Город становился молодежным. Молодые строители ехали в Бийск из Москвы, Ленинграда, Новгорода, позднее из Казани и Чувашии. 23 июня 1957 г. советские и партийные органы вместе с комсомолом провели первый фестиваль молодежи города, потом их проведение стало доброй традицией. И тем не менее 6 марта 1958 года на сессии городского Совета Л. Т. Гаркавый вел разговор не о новых предприятиях, а о расширении строительства соцкультбыта. И все понимали, что этот соцкультбыт может развиваться благодаря строительству предприятий и в первую очередь для них.
Развитие химической промышленности
С 1 октября 1957 года руководителем предприятия-заказчика, как тогда говорили, стал В. А. Кашуба. Люди говорили о «стройке», но было много «нежелательных» разговоров. Тогда руководство города по договоренности с соответствующими органами решило приоткрыть завесу секретности. 25 июня 1958 года состоялось собрание городского партийного актива. Под предлогом необходимости обсуждения решений майского пленума ЦК КПСС коммунисты обсудили задачи партийной организации по развитию химической промышленности в городе.
Газета «Бийский рабочий» в тот день писала: «Несколько химических комбинатов будет построено в Бийске: завод вискозного шелка и вискозного корда, комбинат искусственных шелковых тканей — один из крупнейших в Союзе, он будет вырабатывать до 70 млн. м шелковых тканей в год, фабрика кинопленки, завод по производству гидролизного спирта». (В действительности, конечно, продукция была совсем иной). В связи с этим были поставлены задачи построить не менее 400 тыс. кв. м жилья, кирпичный завод, деревоотделочный комбинат. Впервые активу города представили В. А. Кашубу, который говорил о наборе рабочих, о их размещении и доставке на работу. Это были проблемы города, и Леонид Трофимович обязан был выступить.
Я уже отмечал, что приоритетом всей деятельности Л. Т. Гаркавого были проблемы, как сейчас говорят, социальной жизни. Ну, а тогда это была просто забота о людях. Гаркавый старался использовать любую возможность общения с ними. На прием к нему записывалась огромная масса людей, и он порою заканчивал прием далеко за полночь. Но люди шли и ждали. Отсюда логичный вывод, что большинство вопросов решалось и люди видели в нем исполнение своих чаяний и потребностей. Он умел так очаровать человека душевностью беседы, что порой, не заручившись близким исполнением своей просьбы, люди тем не менее благодарили председателя за понимание и оказанное внимание.
Обязательность Л. Т. Гаркавого заставляла скрупулезно вести журналы приема граждан, чтобы проконтролировать исполнение просьб посетителей. С высоты сегодняшнего дня можно только удивляться многообразию просьб посетителей — от необходимости увеличения приусадебного участка для жителей Заречья и Мочища до возможности внеочередного получения квартиры, от утихомиривания беспокойного соседа до привлечения к уголовной ответственности расхитителя социалистической собственности. И до всего у председателя доходили руки. Старшее поколение бийчан и сегодня говорит о нем только доброе.
За повседневностью Леонид Трофимович умел видеть главное. В июне 1958 года начал работать КЖБИ с объемом производства 30 млн. рублей. Он выпускал изделия 500 наименований по заказу СМТ-122. В марте 1959 года инициатива по организации ДНД (добровольных народных дружин) по охране общественного порядка в городе была поддержана горисполкомом. А в сентябре уже действовало 55 дружин (1800 дружинников), человек с красной повязкой на рукаве стал хозяином на перекрестках и улицах города. В апреле 1959 года на ул. Советской Гаркавый открывал новый магазин полуфабрикатов. В нем было три отдела: мясных полуфабрикатов, кондитерских изделий и теста.
В мае 1959 химкомбинат дал первую продукцию, но Гаркавый там не был. А вот 31 мая 1959 года фестиваль города в честь 250-летия Бийска вместе с молодежью председатель горисполкома от души приветствовал. Как и во все времена, он много внимания уделял активизации работы Советов. Для обмена опытом работы в октябре Гаркавый возил группу депутатов различных отраслей в Барнаул.
Заканчивалось первое десятилетие его деятельности, и хочется отметить только один показатель: если в начале его работы город имел, как мы уже отмечали, 11 автобусов, то к 1960 году их стало на многих маршрутах уже 78.
Первый трамвай
Практически на каждой планерке Гаркавый задавал вопрос о ходе строительства трамвайных путей, сам бывал много раз на этом объекте. И вот 13 июня 1960 года была открыта первая очередь трамвайной линии. И не успели воздать честь строителям, как встал вопрос о второй очереди от переезда до центра. 5 ноября 1961 года первый вагон трамвая пошел до переулка Гилева. На следующий год был поставлен вопрос о третьей очереди, и в марте 1963 года началось строительство путей до лесозавода, а в апреле 1970 года трамвай пошел и в Заречье.
Время стирает из памяти подобные дела, сегодня без трамвая мы не мыслим нашу жизнь. А сколько бессонных ночей эта обычная линия унесла из жизни председателя горисполкома Гаркавого?
Мост через Бию
Хочется, чтобы люди помнили и еще об одном большом событии — строительстве моста через Бию. В сентябре 1960 года были забиты сваи на правом берегу — это и было началом строительства. В 1961 году строительству уделялось самое пристальное внимание. Но строительство велось медленно: не хватало средств. Гаркавый вновь и вновь обивал пороги Совета Министров. Даже сатириков подключили, которые в одной из передач телевидения заявили, что «самая широкая река в мире — это Бия, где так долго ведется строительство моста». Общими усилиями 28 марта 1963 года соединились мостовыми перекрытиями берега реки. На следующий год мост был сдан в эксплуатацию.
Жилье
В комплексе социальных проблем во времена Л. Т. Гаркавого на первое место ставилось строительство жилья. Фактически ни до, ни после него в таких масштабах городское жилье ежегодно не прирастало. Сегодняшние критики советской власти ворчат: «Вот понастроили клетушек, а называют это жильем! То ли дело, современные коттеджи — размах и простор!» Думаю, меня поддержат большинство бийчан, если скажу, что тогда строили для простых людей, и строили немало, а теперь — для отдельных «крутых», которые сидят на шее у трудящихся, предварительно обворовав их же.
Особенно бурно велось жилищное строительство с 1960 года, когда со второго квартала наметился переход на крупнопанельное домостроение. Гаркавый убедил руководство города и строителей в необходимости, и они первыми в крае, если не во всей Сибири, начали осваивать такое строительство. Одновременно в старой части города велась реконструкция. В марте 1961 года был сдан первый крупнопанельный дом. В 1962 году было сдано 11 шестидесяти квартирных панельных домов. Еще через десять лет был построен первый девятиэтажный дом в Бийске.
Чтобы ускорить процесс жилищного строительства и привлечь к нему средства горожан, в 1962 году было принято решение о создании жилищных кооперативов. Трудящиеся своими сбережениями стали участвовать в строительстве жилья. Уже на следующий год было сдано 5,5 тыс. кв. м кооперативного жилья. Тогда 1 кв. м в городе стоил 120 рублей, однокомнатная квартира — 1920 рублей, двухкомнатная — 3360 руб. Первый взнос на однокомнатную составлял 768 рублей, а на двухкомнатную — 1344 рубля. Не возбранялось приобрести и большую квартиру.
Помимо вопросов жилищного строительства Л. Т. Гаркавый неослабное внимание уделял совершенствованию инфраструктуры соцкультбыта. Уже в 1962 году были сданы в эксплуатацию школы NN 7, 25, два корпуса школы-интерната за рекой. В марте 1963 года начала работать первая очередь ДК БХК, продолжалось строительство второй очереди, вплоть до сдачи 30 декабря. В июне 1963 года были сданы «Детский мир» и аэровокзал во вставке дома. В июле начали работать два пионерских лагеря в районе озера Ая — их хозяевами были химкомбинат и маслосыркомбинат.
В День строителя СМТ-122 отмечал свой 10-летний юбилей. На торжествах, где присутствовал Л. Т. Гаркавый, крупными штрихами были подведены итоги строительных дел: химкомбинат, научно-исследовательский институт химической технологии, цех котельного завода, цех «Электропечи», цех фанерно-спичечного комбината, ТЭЦ, десять школ на 6040 мест, 21 детское дошкольное учреждение на 2086 мест, 11 столовых, 21 магазин, 3 хлебозавода, кинотеатр, телецентр, 2 больничных комплекса с поликлиниками, 4 бани, 280 тыс. кв. м жилья, ДК БХК. Таков был размах работ, таковы были результаты. И пусть кто-то скажет, что все это делалось только руками строителей: глава города принимал во всех этих делах самое непосредственное участие.
Дворец спорта «Заря» и бассейн «Дельфин»
В 1972 году на квартале АБ вступил в строй Дворец спорта «Заря». В 1973 году строители сдали свой спортивный комплекс с плавательным бассейном «Дельфин» — это был второй бассейн в городе.
Кажется, «мужиковатый» внешне, председатель горисполкома был далек от культуры, но сделанное им говорит о широкой интеллигентной натуре этого большого для города человека.
И в завершение еще несколько примечательных фактов, которые подтверждают разносторонность и многообразие деятельности Л. Т. Гаркавого на посту председателя горисполкома.
Новые названия улиц
В октябре 1961 года исполком принял решение об увековечении имен погибших от колчаковцев подпольщиков Бийска: улица Рельсовая получила название Петра Мерлина, Транспортная — В. Шадрина, Казанская — имени Казанцевых, переулок Стрелочный — М. Митрофанова.
Дороги
На 1 января 1962 года в Бийске было 34 км улиц с твердым покрытием, 150 км тротуаров, 30,6 га садов и парков.
Речной порт
С апреля 1963 года начала функционировать новая речная пристань в районе сахарного завода.
В августе 1966 года Л. Т. Гаркавый встречал делегацию молодежи на фестиваль советско-монгольской дружбы в Манжероке. Установилась связь города с пограничниками ташантинского отряда в Кош-Агаче. С марта 1968 года в квартиры бийчан пришел газ, а уже через год в городе действовали 1500 газовых плит. В 1969 году началось строительство гостиницы «Центральная», а в 1972 году — моста через Катунь.
В 1975 году город был разделен на два района. Добрыми помощниками Гаркавого стали: в Приобском районе — Е. Н. Новоселов, в Восточном — Н. П. Докукин.
Шли годы. Возраст брал свое, Леонид Трофимович очень сильно смущался, когда не мог выговаривать с трибуны аббревиатуру ВЦСПС, но бийчане относились к этому с пониманием.
В 1980 году Леониду Трофимовичу Гаркавому было присвоено звание почетного гражданина города. Недолго он прожил после ухода на пенсию, но в сердцах и памяти бийчан он будет жить вечно.
Э. ШМОЙЛОВ, кандидат исторических наук